Пятое августа – Международный день светофора

Сегодня 5 августа отмечается ежегодный Международный день светофора. Эта памятная дата принята для чествования такого полезного изобретения потому, что именно в этот августовский день 1914 года Американская светофорная компания впервые в своей стране установила сразу четыре электрических световых аппарата, регулирующих дорожное движение. Произошло это на одном из центральных перекрёстков города Кливленд (США).

Тогда в уличных оптических устройствах загорались только красный и зеленый цвета (жёлтый цвет в светофорах в то время не использовался), при переключении которых издавался ещё и громкий предупреждающий звуковой сигнал. Сигнальная система дистанционно управлялась полицейским, сидящим рядом с ней в стеклянной будке.

Но самый первый в мире светофор появился не в США, а почти полувеком ранее в Великобритании. 10 декабря 1868 года его установили в Лондоне возле здания Британского парламента. Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° – «движение с осторожностью».

В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов. Светофор поставили для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для повозок – пока пешеходы пересекали улицу, повозки должны были стоять.

Однако всего лишь немногим более трёх недель спустя (2 января 1869 года), газовый фонарь первого в мире светофорного объекта взорвался, серьёзно травмировав при этом управлявшего им полицейского. После чего в Европе на долгое время о светофорах «забыли» вообще, признав лондонский эксперимент по его внедрению неудачным.

В 1920 году автоматические трёхцветные светофоры – уже с использованием жёлтого сигнала – были установлены в Детройте и Нью-Йорке (США). В Европе аналогичные устройства впервые появились вновь в 1922 году в Париже (Франция) и в Гамбурге (Германия). Великобритания вернулась к светофорам лишь в 1927 году.

В СССР первый светофор появился в Ленинграде 15 января 1930 года на пересечении проспекта 25-го Октября и проспекта Володарского (в настоящее время – Невского и Литейного проспектов). С 1 февраля 1932 года на перекрёстке проспекта 25-го Октября с улицей 3-го Июля (ныне перекрёсток Невского проспекта и Садовой улицы Санкт-Петербурга в районе Гостиного двора) заработал первый ленинградский централизованный светофорный пост.

В Москве первый светофор начал работать под новый 1931 год на перекрёстке улиц Петровка и Кузнецкий Мост. Его смонтировали 18 декабря 1930 года. К концу 1933 года пробная эксплуатация новых сигнальных объектов в двух столицах успешно завершилась, и светофоры стали устанавливать по всему Советскому Союзу.

Становление отечественной светофорной сигнализации происходило постепенно. До 1959 года красный и зелёный цвета были на местах, противоположных современным, затем СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

Сами светофоры в нашей стране за десятки лет эксплуатации тоже претерпели значительные изменения, как в дизайне, так и в системе управления. Первоначально ими дистанционно управляли только сотрудники ОРУДа (позднее ГАИ) на перекрёстках, находясь рядом в специальных постовых будках.

К 1970-м годам появилась централизованная система автоматического регулирования уличного движения, которая, в частности, позволила создавать для транспорта так называемую «зелёную волну». Тогда же появились возможность регулировки работы светофора и самими пешеходами. Для этого возле регулируемого пешеходного перехода устанавливали пульты с кнопкой, нажав на которую любой прохожий мог самостоятельно переключить светофор для пешеходов на зелёный сигнал, а для автотранспорта, соответственно, перевести на красный.

В настоящее время на территории России действуют десятки тысяч автоматических технических устройств по регулированию транспортных и пешеходных потоков. Светофорные объекты, которые сейчас внедряются в эксплуатацию в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» могут изменять свой режим работы в зависимости от времени суток и плотности движения.

25 июля 2006 года в Новосибирске был открыт первый в Российской Федерации памятник светофору. В последующие годы подобные проекты воплотились в жизнь и в некоторых других городах страны, к примеру, в Пензе, Перми и Москве. Есть памятники светофору и во многих других государствах мира.

Источник