Бензовоз — спецтехника, ориентированная на транспортирование бензина и иных светлых нефтепродуктов.

Цель данной статьи — небольшой ликбез в области конструкционного устройства этого оборудования. В сборе материала нам помогли специалисты компании «Таганай-Авто«, компании-производителя автоцистерн.

Одни бензовозы ориентированы исключительно на транспортирование нефтепродуктов до заправочных станций. В их конструкции отсутствует УВТ — узел выдачи топлива. Другие модели предполагают наличие УВТ и нередко называются топливозаправщиками (АТЗ); их функционал предполагает возможность подвоза и заправки техники. Далее мы будем давать структурную схему автоцистерн для ГСМ на базе шасси КамАЗ или Урал (конструкция спецтехники от других производителей может незначительно отличаться от приведенной ниже).

Конструкционное устройство цистерны

Бензовоз — автомобильная цистерна, предполагающая наличие горловины с люком. На дне находится отверстие для слива, ведущее к трубопроводной системе. Цистерны дифференцируют по типу сечения, выделяя овальный (эллипс) и прямоугольный (чемоданы) виды.

3cee265f-f637-42e8-a27d-46972f9b4f79.jpg

Цистерна может иметь от одного до трех отсеков, притом каждый из них неизменно оснащен отдельной горловиной. Нередко на бензовозы монтируют насосное оборудование, а трубопроводы оснащают запорными вентилями, разъемными муфтами и т.п. Также подчас устанавливается заземляющее устройство.

Структура бензовоза на автомобильном шасси

В целях безопасности при сваривании средней части цистерны для ГСМ неизменно устанавливают кольца жесткости. Изнутри ее оснащают перегородками-волнорезами, понижающими уровень трения жидкости о поверхность. Во избежание перегрузки трубопроводной системы и коллекторов слива (и в целях сохранения герметичности) их сочленяют при помощи изготовленных из резины компенсаторов.

Системы отвода паровых масс сводят практически к минимуму вероятность взрыва при заливании либо сливании топлива. Также в конструкцию нередко входят дыхательные устройства, огневые предохранители, датчики контроля уровня. Фактически оказывается исключенной возможность контакта между топливом в цистерне и выхлопными газами, поскольку при создании бензовоза используется два типа монтажа, а на каждую выхлопную трубу монтируется гаситель искр.

54cda1cb-b1f7-4f14-a4c1-66124e9da12e.jpg

Также, согласно существующим стандартам пожарной безопасности, конструкция должна предполагать наличие следующих составляющих:

  • Донные клапаны. Почти в течение всей эксплуатации они герметичным образом закупорены, что позволяет предотвратить утечку топлива.
  • Экранированная система проводки. Невзирая на наличие электронных компонентов, шанс попадания внутрь цистерны огня является практически нулевым. В конструкции неизменно присутствуют проблесковые маячки.
  • Огнетушители и емкости для песка. Если все же случится нарушение герметичности, процесс воспламенения будет остановлен специальными инструментами.

Конструкция сервисной площадки

Сверху на спецтехнику неизменно устанавливают сервисную площадку, оборудованную складывающими поручнями (за счет этого гарантируется «попадание» в размер). В основе этой площадки лежит просеченный лист, поверхность которого не является скользкой (за счет этого можно двигаться по ней в неблагоприятных погодных условиях; скажем, в ливень либо метель).

Также сверху устанавливается экологический короб, задача которого — предотвращение контакта топлива и замели при наливании. Предусматриваются дренажные сливы, которые выводятся в область задней части цистерны и имеют запорную арматуру. Сзади либо сбоку спецтехники располагается лестница, которая обеспечивает возможность мгновенно подняться наверх.

9eb40238-b7bc-4d0c-b8f1-4c66372805cd.jpg

Перед установкой цистерны на базовое шасси производятся определенные доработки. Если характеристики шасси не допускают установку необходимого оснащения, тогда усиливают и удлиняют раму. Также следует оборудовать автомобиль в соответствии с требованиями ДОПОГ.

После того, как базовый автомобиль приведен в соответствие правилам, необходимым по регламенту транспортировки опасных грузов, выполняют его гидрофикацию, устанавливают гидравлическое оборудование, производят монтаж цистерны на шасси.

Таким образом, мы развернуто представили устройство автоцистерн для транспортировки ГСМ, их особенности и технические характеристики, учитываемые при изготовлении.