Факторинг — это финансовый метод, при котором специализированная фирма приобретает у клиентов дебиторскую задолженность, полученную в результате продажи товаров или услуг клиентам. Факторинг предлагает предприятиям, особенно малым и средним, средство финансирования их потребностей в оборотном капитале, а также инструмент взыскания дебиторской задолженности и хеджирования риска дефолта.

Факторинг ФЗ-223 предполагает, что сроки оплаты по контракту определяют заказчики, за исключением контрактов, заключённых с представителем МСП, где заказчики обязаны провести оплату в течение 15 рабочих дней после подписания акта приёмки. В остальных случаях заказчики могут злоупотребить этой возможностью и отодвинуть сроки оплаты на шесть месяцев или даже год.

Другими словами, факторинг также может быть определен как непрерывные отношения между финансовым учреждением и коммерческой организацией (клиентом), продающей товары или услуги, в результате чего фактор приобретает балансовую задолженность клиента (дебиторскую задолженность) с или без обращения к клиенту.

Особенности факторинга

К ним относятся:

  1. Обычно срок факторинга составляет от 90 до 150 дней. Некоторые факторинговые компании допускают даже более 150 дней.
  2. Факторинг считается менее дорогостоящим источником финансирования по сравнению с другими источниками краткосрочных займов.
  3. Факторинговая дебиторская задолженность является идеальным финансовым решением для новых и развивающихся фирм, не имеющих надежных финансовых показателей. Это связано с тем, что кредитоспособность оценивается на основе финансовой устойчивости клиента (должника). Следовательно, эти компании могут использовать финансовые возможности своих клиентов.
  4. Кредитный рейтинг не является обязательным для факторинга. Но факторинговые компании обычно проводят анализ кредитного риска перед заключением договора.
  5. Факторинг — это метод внебалансового финансирования.

Механизм факторинга

В факторинговом соглашении непосредственно участвуют три стороны, а именно: тот, кто продает счет, должник и финансовая организация. Продавец товара или поставщик услуг, который составляет счет-фактуру, называется Клиентом и, как правило, является коммерческой фирмой.
Должники являются получателями счета-фактуры за оказанные товары или услуги. Они обещают оплатить долга остаток в рамках согласованных условий оплаты. Они должны деньги за стоимость товаров и услуг, купленных у продавца. Факторинговая компания — это поставщик услуг, который покупает счет-фактуру и предоставляет авансовый платеж коммерческой фирме.