Факторинг — это финансовый метод, при котором специализированная фирма приобретает у клиентов дебиторскую задолженность, полученную в результате продажи товаров или услуг клиентам. Факторинг предлагает предприятиям, особенно малым и средним, средство финансирования их потребностей в оборотном капитале, а также инструмент взыскания дебиторской задолженности и хеджирования риска дефолта.
Факторинг ФЗ-223 предполагает, что сроки оплаты по контракту определяют заказчики, за исключением контрактов, заключённых с представителем МСП, где заказчики обязаны провести оплату в течение 15 рабочих дней после подписания акта приёмки. В остальных случаях заказчики могут злоупотребить этой возможностью и отодвинуть сроки оплаты на шесть месяцев или даже год.
Другими словами, факторинг также может быть определен как непрерывные отношения между финансовым учреждением и коммерческой организацией (клиентом), продающей товары или услуги, в результате чего фактор приобретает балансовую задолженность клиента (дебиторскую задолженность) с или без обращения к клиенту.
Особенности факторинга
К ним относятся:
- Обычно срок факторинга составляет от 90 до 150 дней. Некоторые факторинговые компании допускают даже более 150 дней.
- Факторинг считается менее дорогостоящим источником финансирования по сравнению с другими источниками краткосрочных займов.
- Факторинговая дебиторская задолженность является идеальным финансовым решением для новых и развивающихся фирм, не имеющих надежных финансовых показателей. Это связано с тем, что кредитоспособность оценивается на основе финансовой устойчивости клиента (должника). Следовательно, эти компании могут использовать финансовые возможности своих клиентов.
- Кредитный рейтинг не является обязательным для факторинга. Но факторинговые компании обычно проводят анализ кредитного риска перед заключением договора.
- Факторинг — это метод внебалансового финансирования.
Механизм факторинга
В факторинговом соглашении непосредственно участвуют три стороны, а именно: тот, кто продает счет, должник и финансовая организация. Продавец товара или поставщик услуг, который составляет счет-фактуру, называется Клиентом и, как правило, является коммерческой фирмой.
Должники являются получателями счета-фактуры за оказанные товары или услуги. Они обещают оплатить долга остаток в рамках согласованных условий оплаты. Они должны деньги за стоимость товаров и услуг, купленных у продавца. Факторинговая компания — это поставщик услуг, который покупает счет-фактуру и предоставляет авансовый платеж коммерческой фирме.