На заводе пищевых концентратов Свердловской области уже несколько лет учащиеся школ проходят производственную практику. Задолго до начала учебного года директор завода совместно с начальниками цехов разработал конкретный план предстоящей работы учеников на заводе. Были рассмотрены программы производственного обучения и режим работы учащихся.
На производство испытательного оборудования пришло около 50 юношей и девушек (девятиклассников). Обеспечить всех учащихся рабочими местами было нелегко. Но все же эта задача была решена. Начался новый учебный год. Два раза в неделю на завод приходили школьники.
Еще до прихода на завод с учениками была проведена большая работа. Ведь каждому из них предстояло выбрать работу по душе. Можно пойти в заводскую лабораторию или в механический цех – здесь работают слесари и наладчики заводского оборудования. Можно стать электриком, слесарем по сантехнике и холодильным установкам, а в соусном и концентратном цехах нужны автоматчики.
В выборе рабочих мест большую помощь учащимся оказали главный технолог завода и начальник механического цеха. Вот почему учащиеся охотно приходили на завод.
В заводской лаборатории под руководством инструктора производственного обучения проходили практику 10 человек. С большим интересом работали учащиеся в концентратном и соусном цехах. Здесь они обучались на автоматах по завертке пищевых концентратов, расфасовке соуса и т. п. Много внимания ученикам уделял бригадир слесарей по сантехнике. И так на каждом рабочем месте. Выделенные из наиболее квалифицированных рабочих инструкторы производственного обучения с большой охотой передавали свой опыт девятиклассникам, помогая им овладеть навыками труда и производственными специальностями.
Помимо производственной практики, с учащимися проводились и теоретические занятия по отдельным специальностям. Были и общие лекции по «Основам промышленного производства». Перед каждым учеником, проходившим практику на заводе, была поставлена задача — овладеть трудовыми навыками. Работа на производстве не прошла для учащихся даром. Они окунулись в общественную жизнь заводского коллектива. Заметно повысилась дисциплина. Серьезнее стало отношение и к изучению основ науки.
Опыт работы учащихся школ на заводе пищевых концентратов показывает, что при правильной организации производственного обучения даже небольшой завод может стать хорошей и разносторонней учебно-производственной базой школы и успешно решать вопросы подготовки школьников к жизни и производительному труду.