При работающем двигателе внутреннего сгорания (ДВС) в нем воспламеняется не горючее в чистом виде, а топливовоздушная смесь.
Для очищения поступающего воздуха от примесей и пыли используется фильтр. Дополнительно он служит для шумоподавления и нагрева воздуха при заборе.
Последствия неработоспособности фильтра:
- образование нагара, оседающего на стенках трубопроводов двигателя и в моторном масле;
- изнашивание деталей из-за попадания в двигатель жестких механических частиц;
- ухудшение эксплуатационных параметров автомобиля.
Устройство и оценка результативности применения
По своей конструкции воздушный фильтр схож с подавляющим большинством других приспособлений для очищения жидкостей или воздуха. В корпусе располагается элемент для фильтрования, проходя сквозь который воздух из приемного патрубка попадает через приемный коллектор в двигатель.
Критерии результативности действия фильтра:
- Степень задержки пыли и очищения воздуха. Наиболее значимый показатель, определяющий уровень защищенности ДВС от износа.
- Сопротивление поступлению воздуха. Со значением этого параметра связана мощность ДВС и расход горючего.
- Общая пропускающая способность. Определяется особенностями устройства и размерами элемента для фильтрования.
Виды фильтров
Самые известные типы автомобильных воздушных фильтров:
- Сухой инерционный. Воздух в нем очищается под влиянием силы центробежного ускорения. Ставится на технику, предназначенную для эксплуатации при высокой запыленности внешней среды.
- Инерционно-масляный. Устаревший и почти неиспользуемый тип. Действует по принципу оседания фильтруемых частиц в масле под воздействием инерции и дополнительного пропуска воздуха сквозь промасленную сетку.
- Бумажный. Сам элемент для фильтрования выглядит как сложенная в виде гармошки бумага и надежно защищает даже от мельчайшей пыли. В некоторых бумажных фильтрах устанавливаются предочистители, выполняющие задачу по предварительной грубой очистке. В современных автомобилях встречается чаще всего.
- Со сниженным сопротивлением. Принцип устройства аналогичен бумажному. Используется в спортивных автомобилях для форсирования мощности ДВС путем изменения пропускающей способности фильтра.
Смена фильтра
Ответ на вопрос, с какой регулярностью в машине следует менять воздушный фильтр, определяется конкретными внешними эксплуатационными условиями. Так, зимой фильтр засоряется меньше, а при езде по сильно запыленной территории, наоборот, сильнее. Обычно фильтр меняют при проведении ТО.
Признаки того, что вашей машине нужна срочная замена фильтра:
- повысился расход горючего;
- в выхлопах увеличилось содержание CO2;
- мощность ДВС снизилась.
Справиться с такой процедурой несложно и самому, поэтому во избежание отказа двигателя надо делать это своевременно.