Тормозные диски и колодки работают совместно и при торможении подвергаются износу, теряя при этом часть своих эксплуатационных качеств. Изношенные колодки периодически меняют. Но что делать с тормозными дисками?
Износ тормозного диска, как причина для его проточки
Износ рабочей поверхности диска происходит по следующим причинам:
- В процессе торможения между диском и колодками происходит плотный контакт, и часть материала рабочей поверхности просто истирается механическим путем.
- Пыль, различные частицы грунта, дорожного покрытия и другие мелкие загрязнения попадают между диском и колодками, работают как абразив, и увеличивают в разы интенсивность износа.
- Истертые до основания тормозные колодки, если их своевременно не заменить, превращаются в режущий инструмент и начинают снимать материал диска.
Процесс износа происходит бесконтрольно и приводит к неравномерному истиранию рабочей поверхности. В результате на ней появляются неровности, в виде борозд, буртиков и волнистости, которые снижают эффективность торможения даже после замены колодок новыми.
Проточка диска позволяет устранить эти дефекты и полностью восстановить его работоспособность.
Другие дефекты диска, требующие его проточки
В процессе эксплуатации диски подвергаются воздействию ударных нагрузок, агрессивных сред, а также других различных внешних и внутренних факторов. В результате у них появляется ряд дефектов, устранить которые можно прибегнув к проточке:
- Деформация диска под действием разницы температур. При торможении диск нагревается, а при резком охлаждении, например, при попадании колеса в лужу с водой, под действием температурных напряжений его «ведет».
- Местный перегрев диска. При резком торможении на большой скорости температура может достичь очень высоких значений, что приведет к нарушению структуры металла. На рабочей поверхности диска появляются синие пятна.
- Коррозионные повреждения рабочей поверхности диска. Причиной коррозии являются соли, реагенты и другие компоненты агрессивной среды.
- Вмятины на рабочей поверхности из-за неправильной очистки диска от загрязнений.
Признаки, которые свидетельствуют, что диски нуждаются в проточке
О том, что подошло время отдать диски для их проточки, говорят следующие признаки:
- Повышенная вибрация автомобиля.
- Биение педали тормоза и руля при торможении ().
- Появление повышенного шума при торможении.
- Увеличение тормозного пути.
- Торможение становится менее эффективным.
Каким способом лучше протачивать тормозные диски
Диски можно протачивать:
- Со снятием их с автомобиля.
- Без снятия с автомобиля.
В первом случае диск протачивается на токарном станке. Качество работы может быть высоким, но главным недостатком такого способа является то, что диск точится относительно бобины станка, а не ступицы колеса. После установки на автомобиль может наблюдаться биение ступицы, которое снижает эффективность системы торможения, узнать как проводится проверка биения тормозного диска можно на сайте carshelp.by.
Специалисты рекомендуют протачивать диски без снятия их с автомобиля. Современное оборудование позволяет быстро и качественно выполнить эту операцию. Диск находится на своей ступице, а оборудование для проточки устанавливается на месте тормозного суппорта. Таким образом, диск центруется и протачивается относительно своей родной ступицы, что исключает нежелательные биения при торможении.
Специалисты рекомендуют проточку дисков совмещать с заменой тормозных колодок. Это позволит не только повысить эффективность системы торможения, но благоприятно скажется на работе систем антиблокировочной ABS, антипробуксовочной TSC и стабилизации курсовой устойчивости ESP.
Нельзя протачивать диски, имеющие минимально допустимую толщину, а также глубокие трещины. Их необходимо заменить новыми.