Одним из важнейших элементов системы управления автомобилем является сцепление. И абсолютно неважно, какой коробкой передач (КПП) оснащена машина.
Модуль сцепления присутствует вне зависимости от наличия педали. Просто в автоматические КПП он встроен, а в автомобилях с механическими коробками управляется при помощи дополнительной педали.
Основная задача сцепления — соединение двигателя и КПП через маховик. Блок выступает в роли своеобразного посредника между этими деталями.
В его отсутствие машина станет практически неуправляемой, двигаясь рывками и без тормозов, а маховик и коробку передач придется постоянно менять. Это не только неудобно с точки зрения вождения, но и существенно бьет по карману водителя. Например, маховик Hyundai купить недорого, может, и получится. Но не стоит забывать и об оплате услуг автомастерских.
Давайте рассмотрим устройство и принцип работы такого важного элемента системы управления автомобилем, как сцепление.
Из чего состоит блок сцепления
Основу сцепления составляют два диска — ведомый и нажимной. Нажимной диск имеет более массивные размеры. Он прижимает ведомый к маховику или наоборот — отдаляет его. Тангенциальные пружины обеспечивают соединение этого диска с корпусом, а также исполняют роль возвратных пружин.
Ведомый диск значительно тоньше и сцеплен с валом коробки передач. Он располагается на шлицах коробки, что обеспечивает его движение вдоль вала. Демферные пружины, расположенные в ступице диска, помогают гасить крутильные колебания и обеспечивают плавность переключения передач.
В нажатом состоянии педаль не дает диафрагменной пружине освободить нажимной диск и приблизить его к ведомому. Отпущенная педаль освобождает нажимной диск.
Тот создает давление на демпферные пружины в ступице, приближая ведомый диск к маховику. Таким образом ведомый диск перенимает момент вращения и передает его на коробку передач.
Чем большее давление создает нажимной диск, тем ближе ведомый приближается к маховику. Это обеспечивает возрастание или уменьшение крутящего момента при переключении передач.
Как сцепление обеспечивает плавное движение автомобиля
Для того чтобы понять, как работает сцепление, пошагово рассмотрим действия водителя и отклик автомобиля на них.
-
Нейтральная передача обеспечивает работу двигателя, но оба диска разомкнуты и не взаимодействуют с маховиком — авто не двигается с места.
-
Когда водитель постепенно отпускает сцепление, ведомый диск соприкасается с маховиком и начинает раскручиваться, передавая вращение ведущим колесам.
-
Удержание педали в положении неполного нажатия обеспечивает дискам и маховику возможность раскрутиться и синхронизировать скорость вращения.
-
После того как водитель полностью снимает ногу с педали, нажимной и ведомый диски продолжают вращаться с одинаковой скоростью вместе с маховиком. Крутящий момент передается сначала коробке передач, которая в свою очередь передает вращательный момент колесам.
Таким образом, именно благодаря этому блоку обеспечивается плавное движение автомобиля.
Какие виды сцепления бывают
В основном используется сухой вид однодискового сцепления, которое включено постоянно и даже при заглушенном двигателе связано с коробкой передач. Такая система практична и очень распространена.
Но существуют и другие:
-
По типу трения различают мокрое и сухое. Мокрый тип с использованием масла редко используют в автомобилях, но часто применяют для мотоциклов. Сухой тип — распространенный вариант для легковых машин.
-
По количеству потоков фрикционные сцепления делят на одно- и двухпотоковые. Первое обеспечивает вращение одного вала, второе — сразу двух.
-
По количеству вращающихся элементов — двухдисковые, однодисковые и многодисковые виды.
-
Также системы различаются по типу привода, используемого в авто. Элементы соединения привода могут быть механическими, гидравлическими, электрическими и комбинированными.
Работа этого блока не заметна, но очень важна для автомобиля. А знания принципов устройства машины не помешают ни одному автомобилисту.