Одним из важнейших элементов системы управления автомобилем является сцепление. И абсолютно неважно, какой коробкой передач (КПП) оснащена машина.

Модуль сцепления присутствует вне зависимости от наличия педали. Просто в автоматические КПП он встроен, а в автомобилях с механическими коробками управляется при помощи дополнительной педали.

Основная задача сцепления — соединение двигателя и КПП через маховик. Блок выступает в роли своеобразного посредника между этими деталями.

В его отсутствие машина станет практически неуправляемой, двигаясь рывками и без тормозов, а маховик и коробку передач придется постоянно менять. Это не только неудобно с точки зрения вождения, но и существенно бьет по карману водителя. Например, маховик Hyundai купить недорого, может, и получится. Но не стоит забывать и об оплате услуг автомастерских.

Давайте рассмотрим устройство и принцип работы такого важного элемента системы управления автомобилем, как сцепление.

Из чего состоит блок сцепления

Основу сцепления составляют два диска — ведомый и нажимной. Нажимной диск имеет более массивные размеры. Он прижимает ведомый к маховику или наоборот — отдаляет его. Тангенциальные пружины обеспечивают соединение этого диска с корпусом, а также исполняют роль возвратных пружин.

Ведомый диск значительно тоньше и сцеплен с валом коробки передач. Он располагается на шлицах коробки, что обеспечивает его движение вдоль вала. Демферные пружины, расположенные в ступице диска, помогают гасить крутильные колебания и обеспечивают плавность переключения передач.

В нажатом состоянии педаль не дает диафрагменной пружине освободить нажимной диск и приблизить его к ведомому. Отпущенная педаль освобождает нажимной диск.

Тот создает давление на демпферные пружины в ступице, приближая ведомый диск к маховику. Таким образом ведомый диск перенимает момент вращения и передает его на коробку передач.

Чем большее давление создает нажимной диск, тем ближе ведомый приближается к маховику. Это обеспечивает возрастание или уменьшение крутящего момента при переключении передач.

Как сцепление обеспечивает плавное движение автомобиля

Для того чтобы понять, как работает сцепление, пошагово рассмотрим действия водителя и отклик автомобиля на них.

  1. Нейтральная передача обеспечивает работу двигателя, но оба диска разомкнуты и не взаимодействуют с маховиком — авто не двигается с места.

  2. Когда водитель постепенно отпускает сцепление, ведомый диск соприкасается с маховиком и начинает раскручиваться, передавая вращение ведущим колесам.

  3. Удержание педали в положении неполного нажатия обеспечивает дискам и маховику возможность раскрутиться и синхронизировать скорость вращения.

  4. После того как водитель полностью снимает ногу с педали, нажимной и ведомый диски продолжают вращаться с одинаковой скоростью вместе с маховиком. Крутящий момент передается сначала коробке передач, которая в свою очередь передает вращательный момент колесам.

Таким образом, именно благодаря этому блоку обеспечивается плавное движение автомобиля.

Какие виды сцепления бывают

В основном используется сухой вид однодискового сцепления, которое включено постоянно и даже при заглушенном двигателе связано с коробкой передач. Такая система практична и очень распространена.

Но существуют и другие:

  1. По типу трения различают мокрое и сухое. Мокрый тип с использованием масла редко используют в автомобилях, но часто применяют для мотоциклов. Сухой тип — распространенный вариант для легковых машин.

  2. По количеству потоков фрикционные сцепления делят на одно- и двухпотоковые. Первое обеспечивает вращение одного вала, второе — сразу двух.

  3. По количеству вращающихся элементов — двухдисковые, однодисковые и многодисковые виды.

  4. Также системы различаются по типу привода, используемого в авто. Элементы соединения привода могут быть механическими, гидравлическими, электрическими и комбинированными.

Работа этого блока не заметна, но очень важна для автомобиля. А знания принципов устройства машины не помешают ни одному автомобилисту.