Современные специализированные шасси для транспортных средств могут оснащаться различными надстройками. Монтаж автомобильных кранов, цистерн, манипуляторов, гидропогрузчиков, бетоносмесителей, а также комплектацию специализированной техники, вроде мусоровозов, ломовозов и т. д. в России выполняют многие компании, в том числе УралСпецТранс.
Специалисты знают, что монтируемая надстройка и шасси должны формировать функциональную и эргономичную систему, все компоненты которой работают максимально эффективно и гармонично. В случае, когда надстройка подбирается непрофессионально и некорректно, техника не сможет обеспечить расчетную прибыль в силу возникающих неполадок и сбоев в работе, спровоцированных дисбалансом конструкции. А это непременно приводит к значительным затратам владельца спецтехники.
Колесная формула
Самым важным фактором подбора шасси является колесная формула. Специалисты утверждают, что для специализированной техники достаточно шасси с тремя или четырьмя осями, ведь от их количества зависит максимальная грузоподъемность машины, определяющая прибыльность грузоперевозки. Очевидным является и тот факт, что с увеличением количества осей, уменьшается нагрузка на каждую из них, что улучшает тяговые параметры транспортного средства.
Выбирая технику для коммунальных служб, необходимо предельно внимательно относиться к числу ведущих осей, а также типу передней плиты, служащей основой при установке снежного вала или шнекоротора. Так, для решения задачи эффективной и качественной уборки снега необходима хорошая тяга. А обеспечить необходимые рабочие параметры тяги позволяет хорошее сцепление колес с дорогой.
Мусоровоз на шасси КАМАЗ 6х6
Однако нужно понимать тот факт, что большое количество осей позволяет решить далеко не все проблемы. Тяговые характеристики спецтехники также зависят от массы груза, которая оказывает влияние на показатели давления в контактном пятне колес и покрытия дороги. Крутящий момент будет повышаться с ростом давления в пятне контакта, а потому загруженная машина лучше приспособлена для выполнения задач в сложных условиях. К примеру, шасси модели ГАЗ-66, укомплектованное односкатной ошиновкой, специально создано для прохождения по сложному бездорожью. Именно по этой причине на подобное шасси нередко устанавливают специальные буровые установки, которые используют владельцы загородных домов и коттеджей, а также фермеры, до чьих сельскохозяйственных угодий в весенний период способен добраться только трактор или вездеход.
Масса перевозимого оборудования также влияет на эффективность использования транспортного средства. По этой причине оптимально загруженное грузовое авто с двумя осями имеет преимущества перед незагруженным трехосным аналогом в аналогичной ситуации. Эти преимущества заметны в расходе топлива и тяговых характеристиках. Дело в том, что на привод одного моста требуется меньше мощности, нежели на привод двухосной ведущей тележки.
Шасси IVECO 4×2
Помимо того, грузовой автотранспорт с двумя осями демонстрирует лучшую маневренность, чем техника с тремя мостами. По этой причине он более эффективен не только на дороге, но и в замкнутом пространстве. Двухосная спецтехника легко справляется с расчисткой снега в городских дворах и проездах, которые заставлены частными машинами. Данные машины используются для уборки мусорных баков, обработки территории специальными реагентами и прочих коммунальных задач.
Что до полноприводной спецтехники, то она активно привлекается для работ на благоустроенных дорогах и на бездорожье. К примеру, в Подмосковье для этих целей транспортные компании и коммунальные службы часто закупают КАМАЗы с полным приводом и КМУ, посредством которых осуществляется обслуживание различных садоводств и коттеджных поселков, а также строительных площадок в черте города.
Блокировка дифференциала
Наличие функционала блокировки дифференциала для спецтехники имеет более критическое значение, чем для обычных автомобилей. Дело в том, что БД позволяет повысить тягу в сложных условиях дороги. Здесь следует помнить о том, что привод БД бывает электрическим и пневматическим, а также комбинированным. Однако тип привода не столь важен для специализированной техники, главное, чтобы он характеризовался надежностью работы и наличием идентификации.
Если блокировка дифференциала реализована без применения предохранителя и индикатора, то обеспечить долговечность системы невозможно. Она сломается еще до того, как выработает свой ресурс, поскольку будет срабатывать на больших скоростях.
Для отечественных дорог следует подбирать технику с надежным и качественным двигателем и всеми бортовыми системами. Решающим фактором в обеспечении бесперебойной и продолжительной эксплуатации спецтехники может стать даже такая мелочь, как качественная защита от влаги и соли штатных электрических разъемов.
Силовая линия
Грамотный профессиональный подбор передаточных чисел в силовой линии также имеет большое значение. Такой выбор должен осуществляться в соответствии со скоростными параметрами силовой установки техники.
Довольно часто производители специализированной техники используют в качестве шасси недорогие грузовики дорожного типа, не принимая в расчет тот факт, что транспортное средство не предназначено для работы в высокоскоростном режиме.
Специальная техника обычно движется со скоростью, заданной конкретным типом надстройки, будь то коммунальное или же специализированное оборудование. К примеру, эффективная очистка дороги от снега и наледи осуществляется посредством специального скребка, для чего машине не нужна большая скорость.
Комбинированная уборочная машина Урал 55571-60E5
Выбирая силовую линию, необходимо обеспечить транспортному средству хорошую тягу на ведущий мост так, чтобы не допускать работу мотора на высоких оборотах. Такой подход позволяет снизить расход горючего, а также избежать ускоренно износа конструктивных элементов ДВС.
Техобслуживание спецтехники необходимо проводить, исходя из наработки в моточасах, что существенно отличается от обслуживания дорожной техники, периодичность которого определяет величина пробега.
Привод
Вся спецтехника отличается от обычных грузовиков наличием привода оборудования надстроек. Сегодня используется 3 схемы создания таких силовых приводов, а именно, от:
- автономной силовой установки;
- привода газораспределительного механизма шасси;
- коробки отбора мощности (КОМ).
Определить то, какой привод более предпочтителен, невозможно. Каждый конкретный тип идеален для определенной силовой схемы.
Вариант с оборудованием, работающим за счет отбора мощности у привода вала распределения, применяется в транспортных средствах, где установлено оборудование, которое начинает работать при движении спецтехники, как в случае с миксерами бетономешалок.
Привод КОМ считают лучшим вариантом для спецтехники, оборудование которой работает, когда транспортное средство статично. Примером таких машин могут служить компакторы мусора и самосвальные грузовики.
Самосвал Урал NEXT 4320-74E5
Автономные силовые агрегаты с небольшим объемом камер сгорания устанавливаются на надстройки, предназначенные для решения задач в коммунальной сфере. Шасси в таком случае используется только для доставки оборудования в заданную точку. Отличным примером спецтехники с автономным приводом являются коммунальные машины для уборки, очистки и мойки городских дорог.