Независимо от типа и назначения, любой подшипник представляет собой упорный кинематический механизм сборного типа, применяемый для обеспечения необходимых скоростей вращения валов в узлах различных агрегатов и машин. Также эти комплектующие способствуют снижению силы трения и передают нагрузки от вращающихся элементов на корпусы механизмов. Сегодня радиальные шариковые подшипники, механизмы роликового и игольчатого типа, а также прочие модификации таких изделий широко используются в различных производственных сферах. Они присутствуют в конструкции практически всех изделий, где применяются вращающиеся элементы – от небольших механических часов до мощного бурового оборудования.
Классификация подшипников
Существуют различные признаки, по которым данные механизмы можно объединить в группы. Так, в зависимости от способа удержания валов в статическом положении, их разделяют на виды:
- контактные, непосредственно соприкасающиеся с вращающимися элементами агрегатов;
- бесконтактные, в основу функционирования которых положен принцип электромагнитной левитации.
В свою очередь, изделия контактного типа необходимо разделять на модификации скольжения и качения. В первом случае внешняя сторона наружного кольца подшипника скользит по поверхности оси или вала, а во втором – необходимые показатели вращения достигаются посредством тел качения (шариков или роликов). Они могут иметь различное поперечное сечение и изготавливаться из разных металлических сплавов (очень редко – из пластика).
Подшипники качения, в зависимости от типа рабочих тел, делят на группы:
- шариковые, в которых роль функциональных элементов выполняют тела сферической формы;
- роликовые с цилиндрическими рабочими деталями;
- игольчатые, представляющие собой особую модификацию предыдущей разновидности с длинными роликами минимального диаметра.
Кроме того, классификация подшипников подразумевает их разделение на категории по способности выдерживать определенные нагрузки. С этой точки зрения выделяют радиальные, упорные и комбинированные механизмы. Первые могут использоваться только в тех устройствах, которые подвергаются воздействию лучевых (векторных) сил. Вторые применяются в агрегатах с высокими аксиальными нагрузками, а представителям третьей группы (как правило, это шариковые модели) вовсе не страшно одновременное влияние нагрузок как первого, так и второго типа.
Применение подшипников
Сегодня практически невозможно отыскать производственную сферу промышленности, где бы в той или иной степени ни использовались подшипники. Они присутствуют в конструкции бытовой и офисной техники (например, кулер для видеокарты или вентилятор в холодильнике), двигателей внутреннего сгорания и даже ракетных силовых установок.
В целом шариковые модификации данных механизмов востребованы при производстве электродвигателей и насосов, медицинского и пищевого оборудования, станков и транспортных средств. Подшипники роликового типа нашли широкое применение в тяжелых установках специального назначения, например, автокранах, бурильной технике, а их конические модели не имеют альтернативы для комплектации косозубых систем сцепления.
Что касается игольчатых механизмов, то благодаря особым техническим качествам и широкому модельному ряду они могут использоваться в конструкции изделий и агрегатов совершенно разного целевого назначения – от игрушек и принтеров до сельскохозяйственной техники.
Источник: сайт tbbs.ru